Современные спортивные комплексы (СК) по существу являются многофункциональными сооружениями, в которых размещаются:
К особенностями пожарной опасности спортивных комплексов относят:
При этом с эксплуатацией СК связаны хозяйственный риск и юридическая ответственность. Согласно статье 60 Градостроительного Кодекса (в редакции ФЗ №337 от 28.11.2011г.), в случае причинения вреда личности или имуществу «вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения» его собственник возмещает вред согласно гражданскому законодательству и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда от 1 до 3 млн. рублей.
Проблема пожарной безопасности СК продолжает оставаться весьма острой, что подтверждается резонансными чрезвычайными ситуациями с гибелью людей – стадионы "Лужники" и в Сантяго, "Аквапарк" в Москве и др.
До настоящего времени требования нормативных документов по пожарной безопасности (СП 2.13130.2012, СП 4.13130.2013, СП 1.13130.2009, СП 7.13130.2013 и др.) для СК не следует считать достаточными. Учитывая многофункциональность СК, для таких объектов защиты пока Минстроем России утверждены (приказ от 07.08.2014г. №440) только СП 160.1325800.2014, где противопожарные требования в целом минимальны, а для СК не конкретизированы. В этой связи для СК во многих случаях разрабатываются СТУ по пожарной безопасности, однако из-за требований к их содержанию, установленных без учета положений ФЗ №123 и ФЗ №384, их вряд ли можно считать достаточными для проектирования этих объектов. Так, по очевидным основаниям весьма эффективными для обнаружения и тушения пожара являются роботизированные пожарные комплексы (РПК), требования к которым в самом общем виде установлены разд.7 СП 5.13130.2009 и ВНПБ 39-16 «Роботизированные установки пожаротушения Нормы и правила проектирования» (стандарт организации СТО-СТУ 1682.0017-2015, утвержден МЧС России 23.03.2016г. №19-2-4-1083), однако для применения РПК во многих случаях все-таки необходимы СТУ, значимость которых становится высокой при разработке как нормативного документа для конкретного объекта, что пока не предусмотрено приказом Минстроя России от 15.04.2016г. №248/пр.
Наиболее сложная проблема для СК - эвакуация людей при пожаре. Само понятие "эвакуация" по п.50) ст.2 ФЗ №123 для части СК (например, открытых футбольных и легкоатлетических арен) по существу неприменимо, т.к. оно действует применительно только к помещениям! Аналогичным образом малоприменимы требования по эвакуационным выходам ч.3 ст.89 ФЗ №123, т.к. они предполагают наличие этажей сооружений, которые для трибун нехарактерны!
Сложно также обеспечить выполнение требований по эвакуации за необходимое время для залов зданий класса С0 за время 4,5мин. (табл.11 СП 1.13130.2009), т.к. объем зала ограничен всего 60тыс.м3, а при большем объеме это время не должно превышать 10мин. (п.6.3.1). Как уже отмечалось выше этот норматив на реальных объектах может быть превышен в 20-30 раз! При этом в подтрибунных помещениях, эвакуация через которые фактически происходит, большое значение имеют не только параметры этих путей и движения людского потока (ширина, высота, протяженность, наличие сужений, дверных проемов, поведенческие особенности людей и т.д.), но и их освещенность при отсутствии световых проемов в наружных стенах, их недостаточности, проведения эвакуации в темное время суток или в условиях задымления.
Важное место имеют знаки безопасности, которые должны отвечать требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001, указывающие направление эвакуации с возможностью управления этим процессом текстовыми сообщениями от системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), которые применяются в таких сооружениях, как правило, 4-го типа (иногда и 5-го типа) по СП 3.13130.2009. Освещение маршрутов эвакуации не является объектом ГОСТ Р 12.2.143-2009 «ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», поэтому фотолюминесцентные эвакуационные системы (ФЭС) не предназначены заменять освещение аварийных выходов. Бывают ситуации, когда эвакуационное аварийное освещение маршрутов эвакуации дополнительно не нужно, но, например, когда есть задымленность, освещение маршрутов эвакуации может быть неэффективным, а ФЭС окажутся более эффективными в аварийной ситуации. Рекомендуется применение эвакуационных систем в сочетании с освещением маршрутов эвакуации, увеличивая эффективность всей системы. ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей. ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных элементов, включающих направляющие линии, предупреждающие знаки и указатели направления.
При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти элементы заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все элементы заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету. Частота и количество фотолюминесцентных элементов, установленных в ФЭС, зависят от сложности маршрута эвакуации. Все дополнительные знаки являются визуальными подсказками в пространстве путей эвакуации, и поэтому создают у людей дополнительный комфорт и уверенность в спасении. Для СК неверно проводить расчеты эвакуации до выхода наружу, т.к. в силу специфики этих объектов возможна гибель людей уже за пределами сооружения при ограниченной площади для их рассредоточения (норматив в СП 1.13130.2009 и СП 118.13330.2012 отсутствует!) или необходимости продолжения организованного движения до безопасного уровня (например, на стадионе "Зенит-Арена" выход наружу находится на отметке +16.500м, т.е. на высоте примерно 5-ти этажного здания).
Особую роль для СК имеет оценка соответствия требованиям пожарной безопасности, которая фактически сводится к необходимости выполнения условия 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123, т.е. выполнению требований это регламента (для СК они слабо ориентированы) и оценке пожарного риска, который не должен превышать допустимых значений.
Представляется, что широкий круг СК с учетом их многофункциональности должен, видимо, предполагать дифференциацию этих значений хотя бы по аналогии с производственными объектами (ст.95 ФЗ №123). Ситуация усугубляется и тем, что существующие методики (приказ МЧС России от 30.06.2009г. №382 с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 02.12.2015г. №632) применительно к СК требуют адаптации, а именно в следующем: в соответствии со СП 3.13130.2009 системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ) подразделяются на 5 типов. В Методике начало времени эвакуации людей принимается в соответствии с типом СОУЭ (прил. №5), где имеется различие только между 2 и 3 типами. Такие типы, как 4-й и 5-й СОУЭ (практически на многих СК), при расчете не учитываются, а значит сложно подтвердить их эффективность; в расчетах по Методике не учитываются:
Неопределенность имеется и в реализации для СК требований ч.1 ст.80 ФЗ №123, а также разд.7 СП 4.13130.2013 по обеспечению доступа пожарных и доставки средств пожаротушения в любое помещение. Так, являются, видимо, избыточными требования СП 4 по выходу на кровлю по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам (п.7.2), число таких выходов (п.7.3) на каждые полные или неполные 1000м2 площади кровли (этот показатель на стадионе "Зенит-Арена" - 48 тыс.м2!), лифты для пожарных в каждом пожарном отсеке (п.7.15), сквозные проезды через каждые 300м (п.8.11), сквозные проходы через лестничные клетки не более 100м один от другого (п.8.14).
Одна из сложных проблем при этом – тушение пожара на покрытии СК (см. рис.) при его значительной высоте и площади, т.к. в нормах нет соответствующих требований. Эффективным может быть устройство по периметру СК сухотрубов на уровень покрытия с установкой на них стационарных лафетных стволов с ручным или дистанционным управлением, что даст возможность подачи огнетушащего вещества от пожарных автомобилей без существенного риска для личного состава пожарной охраны. С учетом изложенного, нормативные документы по пожарной безопасности для СК необходимо детализировать, возможно в самостоятельном своде правил, что существенно упростит проектирование таких объектов, повысит эффективность экспертизы проектной документации, строительный надзор и надзор на стадии эксплуатации, обеспечивая в конечном счете повышение уровня пожарной безопасности СК.
Немаловажным является вступление в силу Постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», которым внесены изменения в «Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» (ранее утверждено постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. № 290). Согласно этим изменениям спортивные сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф2.1 (с трибунами в закрытых помещениях) отнесены к категории значительного риска с периодичностью плановых проверок один раз в 4 года, а аналогичные спортивные сооружения на открытом воздухе (это Ф2.3) отнесены к категории умеренного пожарного риска (плановые проверки не чаще чем один раз в 10 лет!). В этой связи огромную роль играет уровень подготовленности руководителей их органов управления в части их обязанности и ответственности (ст.ст.37 и 38 ФЗ №69 «О пожарной безопасности») соблюдать требования пожарной безопасности (кроме сводов правил и стандартов это и требования, установленные «Правилами противопожарного режима (ППР)» (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 с изменениями, внесенными ПП РФ от 17.02.2014г. №113, от 06.04.2016г. №275 и от 18.08.2016г. №807), обучения персонала спортивных сооружений мерам пожарной безопасности, обеспечения первичными средствами пожаротушения, отработке действий при пожаре и эвакуации/спасению людей, других организационно-технических мероприятий, предусмотренных ГОСТ 12.1.004-91* и «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»
Д.Т.Н., профессор Мешалкин Е.А.,
вице-президент НПО «Пульс»
Перечень оснований для разработки общестроительных СТУ | Скачать PDF | Скачано: 0 |
---|---|---|
О снижении капитальных затрат при проектировании СМИС | Скачать PDF | Скачано: 2 |
Техническое задание на СМИС | Скачать PDF | Скачано: 1 |
Техническое задание на СМИК | Скачать PDF | Скачано: 1 |
Техническое задание на СУКС | Скачать PDF | Скачано: 1 |