Роль СТУ. Академик НАН, ВАН, КБ, доктор технических наук,профессор, Директор ООО «Пульс-Пожарстрой инжиниринг» Е.А. Мешалкин.
Москва, м. Войковская,
ул. Космонавта Волкова, 20, этаж 3
будние дни с 10:00 до 19:00

Новости отрасли

Роль СТУ. Академик НАН, ВАН, КБ, доктор технических наук,профессор, Директор ООО «Пульс-Пожарстрой инжиниринг» Е.А. Мешалкин.

rol-stu-akademik-nan-van-kb-doktor-tekhnicheskikh-naukprofessor-direktor-oo

Ежегодно в России согласовывается по линии МЧС и Минстроя России

Примерно 5 тысяч СТУ, разработка которых является значимой стадией при

Проектировании объектов различного назначения. Вместе с тем,

предпринимаются попытки снизить до минимума необходимость создания

СТУ, что было предусмотрено в ДК-П9-9653 от 30.12.2014 г.

Решение для СТУ требуют более взвешенного подхода. Так, согласно ст.5 и ст.15 ФЗ №384 «Безопасность зданий…..обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего ФЗ и требований стандартов и сводов правил,включенных в указанные в частях 1и 7 ст.6 перечни или требований СТУ» (т.е. одновременное выполнение указанных нормативных документов законом не предусмотрено).

Несколько иначе в ст. 6 ФЗ №123: «ПБ… считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий»: выполнены требования ПБ, установленные ТР, и пожарный риск не превышает допустимых значений»; в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные ТР и НД по ПБ (то есть СП, ГОСТ и СТУ, но это противоречит вышеуказанному ФЗ №384).

Вн астоящее время ведется активная работа по изменению нормативной базы для разработки и согласования СТУ как в МЧС, так и в Минстрое России. Вот следующие недостатки проекта изменений по линии Минстроя:

• нет части здания, СИТО, этапов жизненного цикла (ст.2 и ч.2 ст.3 ФЗ №384);

• ограничение числа разработчиков (отсутствует свидетельство о допуске от СРО – см. ст.55.8 и 60 ГК); • в обосновании требований нет способов, перечисленных в ст.15 ФЗ №384;

• не включаются требования НД хотя бы путем перечисления пунктов (не соблюдаются ч.2 ст.5 и ст.15 ФЗ №384); • отступления и недостаточность не могут быть применены к требованиям добровольного применения;

• не предусмотрены приложения в виде результатов обоснований (ст.ст. 6, 79, 93 ФЗ №123, ст.15 ФЗ №384);

• не учтено, что МЧС наделено полномочиями согласования только при отсутствии требований по ПБ, а при отступлении и недостаточности особенно СП Минстроя – это нарушение ч.2 ст.78 ФЗ №123 и ст.20 ФЗ №69 (правильнее ограничиться положительным заключением уполномоченного органа МЧС).

Предусмотрена выдача Минстроем России разрешения на отступление (то есть без СТУ?!) от отдельных требований СН, которое в обоснованных случаях выдается при наличии компенсирующих мероприятий и по-ложительных заключений соответствующих органов государственного надзора.

Важным является нововведение, что Минстрой разрабатывает, утверждает и опубликовывает на официальном сайте информационный Перечень СП и НС, а неприменение НД из Перечня не может расцениваться как несоблюдение требований регламентов.

Переработка приказов по СТУ достаточно важна в связи с требованиями ч.8ст.6,ч.2ст.5,ч.6ст.15ФЗ№384, ч.2 ст.78 ФЗ №123 и безнадежно устаревшими положениями приказа Минрегиона России от 01.04.2009г. №36, который не обеспечивает реализацию требований ФЗ №384, ФЗ №69 «О пожарной безопасности», ФЗ №123, ФЗ №184 «О техническом регулировании» в связи с многочисленными противоречиями требований в сводах правил серий 13330 и 13130, отсутствием нормативных требований для многих объектов капитального строительства, а также с потребностью внедрения рискоориентированной системы противопожарного нормирования.

Принятие новых документов позволит сократить сроки согласования СТУ не менее чем в 2-2,5 раза и полу-чить застройщику СТУ в виде полноценного нормативного документа обязательного применения, снизит число замечаний при экспертизе ПД неменее чем на 30-40%, что будет полностью компенсировать затраты на разработку СТУ (сегодня это от 1,5 до 5-6 млн.руб., включая расчетные обоснования), уменьшит минимум на 20-30% число выявляемых нарушений при осуществлении строительного надзора и федерального государственного пожарного надзора на стадии эксплуатации объекта.

Другие проблемы для СТУ:

•нераскрыто понятие«недостаточность требований к надежности и безопасности» (ч.8ст.6 ФЗ №384),то есть кто и по какому критерию это устанавливает (видимо, это может быть значение риска согласно ст.2 ФЗ №184 или ст.ст.6, 79 и 93 ФЗ №123);

• в СТУ фиксируют только отступления от сводов правил (СП), включенных в перечень, указанный в ч.1 ст.6 ФЗ №384, то есть подлежащих применению на обязательной основе (постановление Правительства России от 26.12.2014 г. №1521);

• в СТУ не отражается применение требований стандартов организаций (в том числе СРО), региональных стандартов, региональных сводов правил согласно ст.17 ФЗ №184, а также нормативных документов по ст.4 ФЗ №123 и нормативных документов зарубежных стран, так как согласно ст.2 и ст.13 ФЗ №184 такими документами могут быть: международный стандарт, стандарт иностранного государства, свод правил иностранного государства;

• в СТУ следует дополнительно отражать возможность реализации требований на альтернативной основе (ч.3 ст.6 ФЗ №384) при условии, что выбор из числа таких требований застройщиком подтверждается соответствием требованиям безопасности в целом;

•целесообразно допустить в СТУ понятие«объект»(пока это только здания,сооружения или их части,сети и системы инженерно-технического обеспечения), а на практике с учетом положений Градостроительного кодекса объект капитального строительства может включать комплекс зданий или сооружений, состоять из нескольких очередей строительства, что приводит к созданию 3-5 и более СТУ, существенно увеличивая затраты на их разработку и согласование;

• исключить возможность продления срока рассмотрения СТУ до 3-х месяцев, так как это приводит к увеличению сроков проектирования с учетом продолжительности разработки собственно проекта СТУ, а также его согласования с другими ФОИВ;

• для СТУ по пожарной безопасности следует конкретизировать, что в такие СТУ могут вноситься Минстроем коррективы, не затрагивающие существа уже согласованных требований пожарной безопасности. Заказчику направляется измененный экземпляр СТУ без повторного согласования в органах МЧС России, которые уведомляются о проведенных изменениях в тексте СТУ.

В отношении изменений для СТУ по линии МЧС – нет ясности в части СТУ, содержащих недостающие требования, а также отступления от требований НД обязательного применения. Например, от требований СП, включенных в перечень согласно ПП РФ от 26.12.2014 г. №1521, где до 25% требований относятся к пожарной безопасности. Для таких СТУ было бы достаточным получение Минстроем РФ положительного заключения МЧС России или подведомственной ему организации. В этом случае следует также исключить 2-й абзац п. 35.1 приложения к приказу №710 в части направления заявителю СТУ, прошнурованных и заверенных штампом подразделения МЧС России, так как при согласовании СТУ в Минстрое России в этот документ могут вноситься изменения и дополнения, не совпадающие с соответствующим заключением нормативно-технического совета подразделения МЧС России, что создает труднопреодолимые сложности и существенно увеличивает сроки рассмотрения и согласования СТУ;

• остается неопределенной процедура рассмотрения в центральном аппарате МЧС России и согласования СТУ с техническими решениями, которые не имеют аналогов в ранее согласованных СТУ, то есть при фактическом отсутствии требований в НД,особенно для зданий,сооружений с параметрами, указанными в ст.48Градострои-тельного кодекса РФ или превышающими указанные в п.п. 8б) и 8в) приложения к приказу №710.

• следует ввести ограничения по делегированию права рассмотрения СТУ на уровень субъекта РФ, так как при отсутствии требований в НД по пожарной безопасности соответствующие полномочия предоставлены по ст.20 ФЗ №69 только собственно МЧС России.

Таким образом, СТУ является важной составной частью проектной документации и позволяет для конкретного объекта создать комплекс функционально и экономически эффективных требований, но при условии, что такой документ разработан компетентной и добросовестной организацией, аккредитованной МЧС России и имеющей допуск от СРО из состава НОПРИЗ. Необходимо также снятие излишних барьеров и несоответствий в существующих приказах МЧС и Минстроя России.

Перечень оснований для разработки общестроительных СТУ Скачать PDF Скачано: 0
О снижении капитальных затрат при проектировании СМИС Скачать PDF Скачано: 2
Техническое задание на СМИС Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СМИК Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СУКС Скачать PDF Скачано: 1