Пожарная безопасность: проблемы и роль Федеральной Палаты Мешалкин Е.А., д.т.н., профессор, Председатель Правления Федеральной Палаты
Москва, м. Войковская,
ул. Космонавта Волкова, 20, этаж 3
будние дни с 10:00 до 19:00

Статьи экспертов

Пожарная безопасность: проблемы и роль Федеральной Палаты Мешалкин Е.А., д.т.н., профессор, Председатель Правления Федеральной Палаты

pozharnaya-bezopasnost-problemy-i-rol-federalnoy-palaty-meshalkin-ea-dtn

Трагический пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» в очередной раз показал нерешенность многих проблем обеспечения пожарной безопасности объектов, особенно с массовым пребыванием людей. Число пожаров в год (в среднем по данным МЧС России): жилые дома – более 50 тыс., гибель – до 7000 чел., прямой ущерб - до 3,5 млрд.р.; производственные здания – около 3 тыс., гибель – до 100 чел., прямой ущерб - до 2 млрд.р.; складские здания – до 1,5 тыс., гибель – до 50 чел., прямой ущерб – до 3 млрд.р.; здания предприятий торговли – до 3 тыс., гибель – до 50 чел. («Зимняя вишня» - 60 чел.!), прямой ущерб – 2-3 млрд.р.; административные здания – до 1 тыс., гибель – до 50 чел., прямой ущерб – до 0,5 млрд.р. Еще примерно в 2 раза более названных цифр фиксируется загораний. Полные потери от пожаров примерно в 10 раз превышают вышеприведенные показатели прямого ущерба.

МЧС России подготовлен проект приказа об изменении с января 2019г. системы учета пожаров и тогда по прогнозу будет до 0,5 млн.пож., гибель – около 15 тыс., травмированных – до 20 тыс.!

По данным Минэкономразвития России затраты в обеспечение пожарной безопасности объектов ежегодно составляют не менее 100 млрд.р., из них (по экспертным оценкам) до 50-60% составляют затраты на обеспечение противопожарной защиты зданий, сооружений.

В этой связи оставляют желать лучшего показатели работоспособности систем автоматической противопожарной защиты (АПЗ) зданий. Так, системы выполнили задачу: в зданиях с АПС - в 70% случаев пожаров (менее 1 тыс. в год); в зданиях с АУПТ - менее 34% (всего до 60 пожаров в год) и АУПТ не сработала /не включена - около 30%; в зданиях с СОУЭ выполнила задачу 85-90% (менее 200 пожаров в год); в зданиях с противодымной защитой - до 200 пожаров в год преимущественно в жилых зданиях и системы выполнили свою задачу только в 50% случаев. Возможное объяснение этим цифрам:

более 70% пожаров и более 90% погибших – в жилье, 75% пожаров и 93% погибших – в зданиях высотой до 5 этажей, где указанные системы АПЗ практически не требуются;

существенное влияние на безопасность людей в начальной стадии пожара оказывают конструктивные и объемно-планировочные решения, особенно по доступности эвакуационных путей и выходов.

Тем не менее, особенно это важно для зданий с массовым пребыванием людей, согласно п.61 «Правил противопожарного режима в РФ» (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390) руководитель организации должен обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки. Утвержден также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» (введен в действие с 01.05.2018г.). Письмом МЧС России (исх. № 91-1080-19 от 19.03.2018г.) подтверждено действие названного ГОСТ на добровольной основе! Одна из существенных проблем – отсутствие СП для этих работ (услуг)!

Пожар в 5-ти этажном здании г.Томск, 28.09.2018г. Повреждены более 100 квартир

После трагедии в ТЦ «Зимняя вишня» началась активная работа по внесению изменений в действующее законодательство. В числе предложений внесены также следующие:

изменения в Градостроительный кодекс РФ, ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ в части понятийного аппарата и требований при техническом перевооружении, изменении функционального назначения зданий из-за их отсутствия в действующей редакции ГК;

внесение изменений (дополнений) в ч.2 ст.78 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ, а также приказ МЧС России от 28.11.2011г. №710 (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011г. рег. №22899) в части согласования МЧС России Специальных технических условий не только при отсутствии нормативных требований пожарной безопасности, но и при обоснованном отступлении от обязательных требований на основании ч.8 ст.6 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ или в части исключения согласования СТУ двумя ФОИВ (МЧС и Минстрой, что создает существенные препятствия, приводит к необоснованным затратам времени застройщиков, технических заказчиков) внести изменения в приказ МЧС России от 28.11.2011г. №710, чтобы  для СТУ в части пожарной безопасности вместо согласования МЧС России ограничиться выдачей научно-технического заключения на СТУ пожарно-техническими образовательными и научно-исследовательскими организациями из Перечня, утверждаемого приказом МЧС России;

внести дополнения в ст.20.4 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 28.05.2017г. №100-ФЗ) в части привлечения к административной ответственности собственников, руководителей организаций, иных должностных лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться имуществом при применении фальсифицированной и иной продукции, не отвечающей требованиям пожарной безопасности.

принятие Федерального закона «О системе нормирования в строительстве» (проект подготовлен Минстроем России в 2016 году), что позволит создать четкую систему нормативных документов и исключить многочисленные противоречия между существующими нормативными документами Минстроя России и МЧС России, ввести систему Строительных норм (СН), как документов обязательного применения, в т.ч. СН по пожарной безопасности, чтобы устранить необходимость формирования соответствующего Перечня, утверждаемого Правительством РФ (например, Перечень утвержден ПП РФ от 26.12.2014г. №1521 и с тех пор, несмотря на принятие более 30 нормативных документов, изменения в него не внесены до настоящего времени);

перевести часть требований пожарной безопасности из излишне детализированных в ФЗ № 123 от 22.07.2008г., особенно в таблицах его многочисленных приложений, в обязательные требования СН, возможность отступления от которых предусмотрена ч.8 ст.6 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ через СТУ, которые с учетом требований условия 1) ст.6  ФЗ №123 и ч.6 ст.15 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ должны быть полноценным нормативным документом для конкретного объекта защиты, обеспечивающим подтверждение его соответствия требованиям, в том числе по пожарной безопасности. Для этого потребуется вместо приказа Минстроя России от 15.04.2016г. №248/пр   (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2016г., рег. № 43505) разработать и утвердить приказ Минстроя России о порядке разработки СТУ (с регистрацией в Минюсте РФ) и Административный регламент по согласованию СТУ (также с регистрацией в Минюсте РФ).

внесение требований к объектам защиты (здания, сооружения, линейные объекты) при техническом перевооружении, изменении функционального назначения из-за их отсутствия в действующей редакции «Правил противопожарного режима в РФ» (постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 в редакции ПП РФ от 30.12.2017г. №1717).

Вышеприведенное – это только некоторые штрихи к проблеме пожарной безопасности. Многое намечено в 2018 году и на последующие годы по линии МЧС России, Минстроя России, других ФОИВ. Вместе с тем, требуется перевод на качественно иной уровень деятельности не только собственно предприятий, организаций, выпускающих пожарно-спасательную продукцию или оказывающих услуги в сфере борьбы с пожарами (их насчитывается около 50тыс. при числе работающих не менее 1 млн.чел.!). Представляется, что определенный вклад может и должна внести Федеральная Палата пожарно-спасательной отрасли – общественная организация высшего уровня управления.

На состоявшемся 8 июня т.г. IY съезде Палаты намечена большая программа конкретных действий на ближайшие 5 лет. Приведем некоторые из них.

В области нормативного правового регулирования

обеспечение активного общественного обсуждения разрабатываемых проектов нормативных правовых и нормативных актов в соответствии с ФЗ от 21.07.2014г. "Об основах общественного контроля в РФ";

участие в анализе законодательства РФ в области обеспечения пожарной безопасности, разработке предложений по его совершенствованию; регулярная (раз в 2 года) подготовка аналитических докладов по пожарной безопасности в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ (аналог – Национальная медицинская Палата по главе с Л.Рошаль).

участие при внесении достаточно серьезных изменений в ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в т.ч. исключение многочисленных внутренних противоречий, обеспечение гармонизации с требованиями ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в т.ч. по содержанию в СП и ГОСТ требований на альтернативной основе; устранение явно избыточных, экономически и научно необоснованных требований, содержащих физически измеряемые параметры, препятствующие внедрению современных разработок; гармонизация по отношению к Техническому регламенту ЕАЭС № 043/2017); реализации многих требований по средствам спасения с высоты, самоспасания, первичным средствам пожаротушения и т.п.;

проработка изменений в Градостроительный кодекс РФ и ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ в части требований к объектам защиты (здания, сооружения, линейные объекты) при техническом перевооружении, изменении функционального назначения из-за их отсутствия в действующей редакции;

сотрудничество с Минстроем России в принятии Федерального закона «О системе нормирования в строительстве» с целью создания четкой системы нормативных документов и исключения многочисленных противоречий между существующими нормативными документами Минстроя России и МЧС России, введения системы Строительных норм (СН), как документов обязательного применения, в т.ч. СН по пожарной безопасности;

В области технического регулирования

включение наиболее квалифицированных представителей Палаты в число экспертов Минэкономразвития России для участия в проводимой оценке регулирующего воздействия нормативных правовых, нормативных и ведомственные актов;

вхождение наиболее квалифицированных представителей Палаты в состав профильных Технических комитетов Росстандарта (ТК №274, №439, №465 и др.), активное участие в работе создаваемых подкомитетов с обобщением и дальнейшим активным продвижением получаемых Палатой замечаний и предложений, формирование в них «фракции» членов комитета для реализации согласованной позиции по обсуждаемым вопросам;

создание и регулярное обновление рейтинга предприятий, организаций отрасли по эффективности их деятельности на рынке производства, реализации и применения продукции (работ, услуг);

содействие для утверждения приказами МЧС России сводов правил (СП) по пожарной безопасности и изменений в СП, разработанных в период с 2014 года, в связи с тем, что утверждение и введение их в действие неоправданно затягивается несмотря на их высокую востребованность в практике проектирования, строительства и эксплуатации зданий, сооружений;

обоснованное инициирование разработки и принятия новых сводов правил, стандартов по применению при проектировании, строительстве, эксплуатации инновационной пожарно-технической продукции, работ услуг, направленных на существенное улучшение системы пожарно-спасательного дела;

Хочется надеяться, что участники впервые проводимого 15 ноября с.г. Всероссийского совещания предприятий пожарно-спасательной отрасли и те организации, которые не смогли присутствовать на нем, примут активное участие в деятельности Палаты, работе её комитетов (их уже создано 8), тем самым внеся вклад в преодоление многочисленных проблем в сфере пожарной безопасности.

Перечень оснований для разработки общестроительных СТУ Скачать PDF Скачано: 0
О снижении капитальных затрат при проектировании СМИС Скачать PDF Скачано: 2
Техническое задание на СМИС Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СМИК Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СУКС Скачать PDF Скачано: 1