Высотные здания и пожарная безопасность д.т.н., проф. Мешалкин Е.А. (НПО «Пульс»)  
Москва, м. Войковская,
ул. Космонавта Волкова, 20, этаж 3
будние дни с 10:00 до 19:00

Статьи экспертов

Высотные здания и пожарная безопасность д.т.н., проф. Мешалкин Е.А. (НПО «Пульс»)  

ne-unikal-nyj-kontent-vysotnye-zdaniya-i-pozharnaya-bezopasnost-d-t-n-prof-meshalkin-e-a-npo-pul-s

В зданиях повышенной этажности происходит в год достаточно значимое число пожаров, которые сопровождаются гибелью и травматизмом людей, сложностями в обеспечении эвакуации, ликвидации горения и спасении людей (особенно с высот более 50 метров в связи с ограниченными техническими характеристиками пожарных автолестниц и автоподъемников), недостаточной эффективностью применения для пожаротушения вертолетов и т.д.. Ниже приведены данные ВНИИПО по статистике за 2011-2015г.г. Здания: более 25 эт. – 3-6-7-13-15 пож., погибших –0-0-1-0-0 чел.); 17-25 эт. – 703-621-566-498-637 пож., погибших – 15-16-20-10-13 чел.; 10-16 эт. – 3173-2864-2831-2533-2481 пож., погибших – 160-137-102-123-103 чел. Ниже приведены слайды из Интернета по пожару, происшедшему 14 июня с.г. в Лондоне, т.е. проблема обеспечения пожарной безопасности таких зданий остается острой для многих стран. Имеющиеся нормативные требования по пожарной безопасности (СП 2.13130.2012, СП 4.13130.2013, СП 1.13130.2009 и др., а также СП 253.1325800.2016, СП 267.1325800.2016) для высотных зданий отсутствуют или недостаточны, либо неприменимы из-за очевидного желания застройщиков, архитекторов, проектировщиков, строителей реализовать индивидуальный и экономически эффективный замысел, в связи с чем во многих случаях это приводит к необходимости разработки СТУ. Поэтому понятно стремление Минстроя, используя опыт применения ранее действовавших МГСН 4.04-2005, ТСН 31-332-2006, а также практику разработки и согласования СТУ, создать систему сводов правил для таких зданий (комплексов). В 2017 году разрабатываются и должны быть утверждены СП «Высотные здания и комплексы. Требования пожарной безопасности», которые предназначены быть важным дополнением с утвержденным в 2016 году СП 253 и СП 267. Названные два СП являются результатом плановых работ Минстроя, выполненных авторскими коллективами с участием известных специалистов, и качество этих СП следует признать достаточно высоким! СП 253 «Инженерные системы высотных зданий» введен в действие с 04.02.2017г., а СП 267 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» вступил в силу с 30 июня т.г. При этом нужно учитывать следующее: несмотря на высокую потребность для проектирования, оба СП являются пока нормативными документами добровольного применения согласно ч.1 ст.6 ФЗ №384, т.к. процедура внесения дополнений в постановление Правительства России от 26.12.2014г. №1521 достаточно трудоемкая и длительная, если это вообще целесообразно; было бы, очевидно, более правильным создание для высотных зданий (комплексов) строительных норм (СН) обязательного применения согласно проекта Минстроя о системе НД в строительстве; современные высотные здания являются, по сути, многофункциональными комплексами, т.е. тесно связаны с СП 160.1325800.2014, который является весьма значимым НД, но также до сих пор добровольного применения; снижение числа оснований для разработки и согласования СТУ на такие здания (ч.8 ст.6 и ч.6 ст.15 ФЗ №384 и ч.2 ст. 78 ФЗ №123), как одна из основных задач названных СП, в полном объеме недостижима, т.к. высотные здания в подавляющем большинстве являются индивидуальными проектами, доминантами градостроительного облика городов и результатом прогрессивных идей архитекторов, хотя польза от таких СП для проектировщиков, органов экспертизы и надзора представляется несомненной; внесенные в СП 253 и СП 267 требования пожарной безопасности являются необходимыми (их число оценивается примерно в 20% и 10% от общего объема соответственно), но недостаточными, особенно для зданий высотой более 200 метров (пример - проект МФК «Ахмат Тауэр» высотой более 430м). Оба утвержденных СП в части своих требований не гармонизированы между собой и с ФЗ №123; приведем несколько примеров: в СП 267 записано о высоте (п.1.3) более 50 метров, а в СП 253 для общественных зданий - более 55 м, для жилых зданий - более 75 м; согласно п.3.6 СП 267 высотный комплекс - это группа из двух и более зданий различной высоты (включая не менее одного высотного здания), а по СП 253 – это одно и более высотных зданий, объединенных с другими зданиями архитектурным замыслом и функционально связанные между собой; по п.3.1.13 СП 253 многофункциональное высотное здание - здание высотой более 75м, включающее в себя помещения различного функционального назначения (например, жилые, гостиничные, в том числе апартаментные, офисные, торговые, спортивные, развлекательные и другие), а в СП 267 эта многофункциональность в требованиях не отражена; ни в одном из СП, как и в СП 160, нет четкого определения «стилобат», размеры которого за габаритами здания требованиями не ограничены, хотя оговаривается необходимость обособленности (п.9.15 СП 267) путей эвакуации от основной части здания (комплекса); в п.9.2 СП 267 по пределам огнестойкости конструкций не обеспечивается выполнение требований ст.35 и ст.87 ФЗ №123, согласно которым предел огнестойкости противопожарных преград должен быть выше, чем основных несущих конструкций и может определяться расчетно-аналитическим методом, что также предусмотрено ст.15 и ст.17 ФЗ №384. Нужно также признать, что и недооценивать роль огнестойкости не стоит (пример на фото обрушения здания торгового центра), особенно в результате неблагоприятного комбинированного воздействия, в частности, «удар-взрыв-пожар» (пример - Башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11.09.2001г., где погибли более 3 тыс.чел., включая 300 пожарных) с последующим прогрессирующим обрушением, что впервые после МГСН 4.04-2005 нашло отражение в соответствующем разделе СП 267. Значительная пожарная опасность высотных зданий подтверждается относительно немногочисленными, но всегда общественно резонансными пожарами, т.е. пожары все-таки бывают, но высокие требования пожарной безопасности, как правило, не приводят к весьма трагическим последствиям. Высотные здания проектируют и строят с повышенными требованиями по огнестойкости, хотя опять же по статистике во всех типах зданий I степени огнестойкости за 2011-2015г.г. произошло 1233-1164-1157-1043-984 пожаров соответственно (менее 1%), а погибших 66-65-60-59-43 чел. Возможно неожиданное утверждение, что дальнейшее повышение требований по огнестойкости не имеет принципиального значения, т.к. пожар в помещении при типовой пожарной нагрузке не может развиваться более 40-60 минут, в т.ч. за счет активных действий пожарных подразделений, и большее внимание нужно уделять системам раннего его обнаружения и эффективного пожаротушения (особенно за счет использования АУП с принудительным пуском, которые следует относить к АУП сдерживания пожара согласно ст.117 ФЗ №123, однако за прошедшие 8 лет это не нашло отражения в требованиях СП). Особенно это важно, т.к. по статистике надежность ныне применяемых систем не превышает 60%, а системы АУПТ для жилых помещений (класс Ф1.3) п.9.21 СП 267 не предусмотрены вообще, что не отвечает мировой практике нормирования и страхования! Поэтому исходная предпосылка для разработки соответствующих «пожарных» СП – это обоснованное функциональное и экономическое сочетание требований пожарной безопасности, в т.ч. с применением для обоснования риск-ориентированного подхода при осуществлении не только проектирования и строительства, но и контроля (надзора) согласно Постановления Правительства от 17.08.2016г. № 806 и Административного регламента МЧС России, утвержденного приказом от 30.11.2016г. № 644. Впервые это нашло место и в п.9.12 СП 267, но только пока в отношении некоторых отступлений по габаритам путей эвакуации на этажах (кроме ширины маршей лестничных клеток). Отмечу только некоторые проблемы, которые нужно бы отразить в проекте СП «Высотные здания. Требования пожарной безопасности»: ограничение по пределу огнестойкости несущих конструкций 180 мин. для зданий от 150м и выше, включая средства огнезащиты (п.9.4 СП 267 нуждается в детализации) и в условиях использования АУПТ (требование цели 2) ч.2 ст.61 ФЗ №123 не реализовано ни в одном СП!), остальное - расчетно-аналитическим методом и в условиях комбинированного воздействия, например, «взрыв-пожар-обрушение» или их сочетаний (см. публикации д.т.н., проф. Ройтмана В.М.), что должно гармонизироваться с разделом требований по антитеррористической защищенности; деление на пожарные отсеки (в т.ч. без устройства технического этажа, зонами, свободными от пожарной нагрузки, дренчерными завесами): подземная и наземная части (более 55м), ограничения по площади встроенно-пристроенной части (стилобата), т.к. сейчас по факту несоблюдение требований ч.3 ст.89 ФЗ №123 по эвакуации, учет функционального назначения (гостиницы), жилые здания и апартамент-отели, а также пентхаусы; применение остекленных фасадов с современными проектными решениями по использованию гнутого стекла, солнезащитных экранов, вантовых и фахверковых конструкций и др. (см., ГОСТ 33079-2014); использование АУП с принудительным пуском для реализации требований ст.117 и п.3) ч.2 ст.61 ФЗ №123, водокольцевых катушек в системе ВПВ в составе ШПМИ согласно ГОСТ Р 51844-2009, устройство сухотрубов для подачи средств тушения, включая подачу пены на высоту более 75 м, модульных установок тонкораспыленной воды агрегатного типа на высотах более 100 м, средств спасения, самоспасания и защиты органов дыхания согласно ч.3 ст.55, ст.123, ст.132 ФЗ №123 (с 2009 года не реализовано ни в одном СП!) и т.д.; применение эскалаторов (траволаторов) с использованием для их защиты противодымных штор и иных инженерных решений; применение СКУД на входе и этажах с магнитными картами (ч.7 ст.89 ФЗ №123 и п.36а) «Правил противопожарного режима в РФ»); подземные автостоянки, в т.ч. с применением двух- или трехуровневых парковочных систем для использования АУПТ при площади до 3600кв.м и более; размещение технических и других помещений, не относящихся к автостоянке (состав установлен в приложении Д СП 118.13330.2012*); устройство атриумов (нет в СП 118.13330.2012* и СП 54.13330.2011) высотой более 15м (только п.п. 7.2 и 7.13 СП 7.13130.2013); обеспечение незадымляемости лестничных клеток (Н2+Н3 в МФК, общественных зданиях высотой более 55м, жилых - более 75м при отсутствии Н1, световых проемов в наружных стенах, отказ от разделения сплошной перегородкой при устройстве систем подпора воздуха) и отсутствии аварийных выходов на лоджии и балконы – см. определение лоджии п.3.10 приложения Б СП 54.13330.2011, что не соответствует п.п.1 и 2 ст.2 ФЗ №123; безопасность МГН, весьма сомнительная целесообразность безопасных (незадымляемых) зон на каждом этаже в жилых зданиях; возможность использования одной или нескольких систем противодымной вентиляции для разных пожарных отсеков (п.7.1 СП 7.13130.2013), размещение инженерного оборудования систем ППЗ за пределами обслуживаемых пожарных отсеков (п.6.51); сложность устройства лифтов для транспортирования пожарных (по п. 7.15 СП 4.13130.2013 – в каждом (?!) пожарном отсеке), требования по панорамным лифтам в атриумах и у наружных стен, увязка с ГОСТ Р 52382, где кабина 2100*1100 или 1100*2100 мм, с грузоподъёмностью не менее 630 кг и т.д. Приведу несколько примеров упущений в требованиях по внутренним коммуникациям: в п.9.14 СП 267 предусмотрены в здании две незадымляемые лестничные клетки типа Н2 (с подпором воздуха), а в СП 253 это не нашло никакого отражения, как и применение более эффективных, в т.ч. с точки зрения экономики, лестничных клеток типа Н3 (с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз на этаже пожара, в котором постоянно или во время пожара обеспечивается подпор воздуха согласно ч.3 ст.40 ФЗ №123 и СП 7); в обоих СП для системы мусоропровода не предусмотрено системы автоматического пожаротушения, в т.ч. не только мусоросборной камеры, но и ствола, как нет и противопожарных требований для систем централизованного пылеудаления, пневмопочты и т.д. Таким образом, в проекте СП «Высотные здания. Требования ПБ» эти проблемы должны быть отражены хотя бы в общем виде, а остальное можно уже детализировать и в СТУ, которые для высотных зданий должны быть по существу полноценным НД, исключающим использование других стандартов и сводов правил согласно ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384.

Перечень оснований для разработки общестроительных СТУ Скачать PDF Скачано: 0
О снижении капитальных затрат при проектировании СМИС Скачать PDF Скачано: 2
Техническое задание на СМИС Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СМИК Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СУКС Скачать PDF Скачано: 1