– Владимир Васильевич, как человек, стоявший у истоков системы сертификации, расскажите, как выстраивался процесс ее создания? – Когда в 1993 году создавалась система сертификации в области пожарной безопасности, перед разработчиками ставилась основная задача: обеспечить механизм объективного контроля продукции, обеспечивающей пожарную безопасность, в условиях рыночной экономики. С этой целью были разработаны нормы, содержащие основные контролируемые характеристики продукции и методы контроля этих характеристик. И уполномочен один орган по сертификации – ВНИИПО (Пожтест). Выбор был не случаен, поскольку Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны в тот период был единственным учреждением, которое имело прекрасную испытательную базу, обладало высококвалифицированными кадрами и, самое главное, было независимым с финансовой точки зрения от результатов проводимых испытаний, имело высокий международный авторитет. В институте был создан отдел, укомплектованный ведущими специалистами, и создан механизм, практически исключающий подтасовку результатов испытаний. Все это позволило поставить преграды на пути внедрения в России недоброкачественной продукции. – А как сейчас выглядит система сертификации с точки зрения эффективного контроля продукции? – Во-первых, на рынке этих услуг работает уже более 80 органов по сертификации. При этом большинство из них финансово зависимы от количества клиентов и отсутствие заказов приводит их к банкротству. Поэтому хорошо живут органы, которые лояльно относятся к получаемым показателям и не очень щепетильно соблюдают процедуры сертификации. Во-вторых, рынок в данной сфере не имеет механизмов, обеспечивающих использование действительно эффективной, качественной продукции, соответствующей заявленным поставщиком характеристикам. Самое важное в этой ситуации – перенести ответственность на третье лицо. В-третьих, контролирующие органы, разработав критерии аккредитации, не включили в них проверку достоверности выданных результатов. Но включили требование о недопустимости ограничения конкуренции в этой сфере. Такой подход создал условия для действительно рыночных отношений в области контроля: надо тебе подтвердить какой-то показатель – плати деньги и получай требуемое подтверждение. В настоящее время аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий и контроль за их деятельностью возложен на Федеральное агентство по аккредитации (Росаккредитацию). Его работа осуществляется в рамках исполнения Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 г. №412-ФЗ. Регулярно проводятся проверки. И это приносит положительные результаты. Но недобросовестные органы по сертификации и испытательные лаборатории легко адаптировались к требованиям закона. Например, используют такую уловку при контроле: все документы по выданным сертификатам сдают по договору в специализированную организацию на архивное хранение. Получение документа возможно только по официальной заявке в течении 3-5 дней. И на момент проверки документов нет. Поэтому сложно оценить правомерность выдачи сертификатов. – Получается, в такой ситуации выгодно всем, так? – Совершенно верно, выигрывают все: одни безнаказанно зарабатывают деньги на халтурных сертификатах,другие вводят в заблуждение покупателей, третьи снимают с себя ответственность за применение дешевых подделок. Сейчас стало очень популярным переводить с помощью сертификации заведомо горючие материалы в трудногорючие, тонкослойными огнезащитными красками обеспечивать 4-х часовые пределы огнестойкости или устанавливать повышенные сроки службы изделий без каких либо проверок и так далее. Поэтому эффективность института сертификации нулевая. - Как же можно решить сложившуюся проблему? - На мой взгляд, это сокращение органов по сертификации, контроль над органами должны осуществлять специалисты в этих областях, а не «универсальные бойцы», имеющие в аттестате широкую область аккредитации. Это создание института страхования, охватывающего деятельность на всех этапах обращения продукции на рынке. Создание органов по сертификации на базе организаций, имеющих государственное финансирование. – Что бы вы порекомендовали потребителям продукции сегодня? – Пока система не изменена, надо действовать по принципу «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Поэтому придется брать инициативу в свои руки и проверять самим ту продукцию, которую вам поставляют. Примером может служить Министерство обороны, где налаживается входной контроль.
Перечень оснований для разработки общестроительных СТУ | Скачать PDF | Скачано: 0 |
---|---|---|
О снижении капитальных затрат при проектировании СМИС | Скачать PDF | Скачано: 2 |
Техническое задание на СМИС | Скачать PDF | Скачано: 1 |
Техническое задание на СМИК | Скачать PDF | Скачано: 1 |
Техническое задание на СУКС | Скачать PDF | Скачано: 1 |