«Пространственная стратегия современной России»
Москва, м. Войковская,
ул. Космонавта Волкова, 20, этаж 3
будние дни с 10:00 до 19:00

Статьи экспертов

«Пространственная стратегия современной России»

ne-unikal-na-prostranstvennaya-strategiya-sovremennoj-rossii

_ ЗАПИСЬ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ДРУГИЗ САЙТАХ __

Российская Федерация возглавляет список крупнейших по территории государств мира , её площадь составляет 17,2 млн. квадратных километров. На сколько эффективно  мы сегодня используем это пространство, как на нем живем и как собираемся его осваивать  ? Попробуем порассуждать на эту тему. Знакомство с территорией любой страны принято начинать с географической карты, отражающей сложившуюся сеть населенных мест( мегаполисы ,города ,поселки ) и связывающих их коммуникаций .Это и есть национальная система расселения страны, ее «пространственный каркас». Влияние государств на пространственную организацию и инфраструктурное обустройство своих территорий осуществляется разными методами, в том числе и на основании документов стратегического планирования. В связи с принятием в 2014 году 172 ФЗ «о стратегическом планировании в Российской Федерации» для нас таким документом должна стать стратегия пространственного развития России. Ключевая задача любого стратегического документа государства – повышение качества жизни его граждан. Пространственная стратегия решает задачи увеличения связности территории страны, обеспечения включенности мест проживания граждан в единое экономическое пространство, эффективного использования конкурентных преимуществ территорий с учетом исключительного разнообразия природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных условий в различных частях страны. Одной из существенных трудностей подготовки качественной Стратегии пространственного развития является отсутствие в российской управленческой практике последних двух десятилетий опыта подготовки подобных документов . Подготовленный и вынесенный на общественное обсуждение Минэкономразвития России проект стратегии вызывает, как много вопросов, так и критики у специалистов в области экономики, региональной политики и градостроительства. Обсуждения проходили на экспертных площадках в Агентстве стратегических инициатив, в Совете Федерации, в Президиуме РАН, в Вольном Экономическом обществе и на Московском урбанистическом форуме. Большинство экспертов против одной из ключевых идей проекта – стимулировать экономику через развитие 40 городских агломераций, сформировавшихся вокруг городов с населением более 500 тыс. человек. В масштабах страны такой точечный подход к анализу экономического вклада той или иной территории в ВВП страны выглядит по меньшей мере странным. Дискуссия развернувшаяся в рамках Московского урбанистического форума о необходимости возврата к выстраиванию связей внутри урбанизированных районов и между ними, является лишним свидетельством неправильно выбранных ориентиров. . Россия , имеет высокий уровень урбанизации , но при этом в 2014 году доля населения проживающего в крупнейших городах составляла 31,6%, в малых и средних городах – 42% , соответственно доля населения не проживающего в городах «500+» составляет 68,4 % от населения России. Фактически малые и средние города сохраняют устойчивость национальной системы расселения, обеспечение которой является требованием Стратегии национальной безопасности России. Очевидно, что для каждого типа территории нужен свой рецепт. Однако, выделение в проекте таких приоритетов, как  строительство автомобильных обходов для крупных городов, обновление общественного транспорта и улучшение среды для малых городов требуют своего обоснования. Для малых и средних городов (многие из которых можно пройти пешком) проблема общественного транспорта уж точно не стоит на первом месте — острее стоит проблема износа социальной и коммунальной инфраструктуры. В 2017 году по данным Росстата доля полностью изношенных основных фондов сбора, очистки и распределения воды в городах составляла 21,6%, теплоэнергии – около 15%. Города должны "бороться" за людей, за капитализацию в хорошем смысле своего разнообразия, "уникальность", наращивание культурного потенциала территории.  Крайне важно вкладывать в исторические города, сохраняющие свой неповторимый архитектурный облик ,поддерживая тем самым нашу прямую связь с прошлыми и будущими поколениями россиян. Было бы полезным создавать условия государственной финансовой и организационной поддержки для саморазвития малых и средних городов , их адаптации к новым экономическим отношениям — например, развивать рекреацию и туризм в исторических поселениях, оказывать целенаправленную поддержку малому и среднему бизнесу. Пока фонд поддержки малого и среднего бизнеса в России не делает акцент на этой группе городов. Между тем факторы наличия рабочих мест и развитий социальной инфраструктуры становятся все более значимыми при выборе населением мест проживания. Царящий в умах новых урбанистов и эконом-географов тезис о всесилии "агломераций" и распространения их влияния на периферийные территории, уже давно забыт в стабильно развивающихся странах, перешедших на "кластерную", а точнее в сетевую экономику, в которой малые и средние города уже не "изгои", наблюдающие за развитием крупных городов, а равноправные партнеры. Не менее спорным вопросом Стратегии является задача по выделению макрорегионов как зон межрегиональной интеграции, примерами которых могут стать уже существующие федеральные округа с возможной корректировкой их границ. При зональной модели пространственного развития страны в Стратегии могли бы появиться такие новые территории экономического роста как "Сибирский ковчег" (Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул), « Камский пояс»( Пермь, Ижевск, Нижнекамск, Набережные Челны), « Азово-Черноморский ареал» (Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Симферополь, Севастополь) и многие другие. Особую роль в пространственной организации страны должен играть Дальневосточный макрорегион, геополитическое положение которого необходимо рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов развития страны вХХ1 веке. Формирование новых территорий экономического роста, выделение макрорегионов и определение стратегических пространственных приоритетов развития сегодня невозможно без комплексного анализа изменений национальной системы расселения обусловленных переходом к рыночной экономике, состояния производственных фондов и их инновационной модернизации, определения инфраструктурных разрывов, конкурентных преимуществ территорий, условий прохождения основных транспортных коридоров и ряда других факторов. Комплексный инфраструктурный план, подготавливаемый в составе стратегии , должен быть результатом этого анализа, а показатели связанности территорий и вовлечённости их в экономическое пространство – одними из базовых . В основу проекта Стратегии необходимо положить анализ и моделирование конкурентноспособной и стрессоустойчивой архитектуры пространственного каркаса страны, сформированного на базе слоев цифровой картографической основы . По своей форме стратегия должна стать гибким электронным документом с возможностью осуществления мониторинга ее реализации. Между тем главными проблемами формирования государственной политики пространственного развития страны на сегодня остаются: отсутствие единого национального Центра компетенций, конкуренция, как ведомств, так и регионов за федеральные ресурсы, подмена целевых социально-политических эффектов, недостаточное внимание к отечественному и зарубежному опыту стратегического планирования пространственной организации территории страны. Материал статьи подготовлен членами Правления Вольного экономического общества России(ВЭО) Е.С.Чугуевской и В.Б.Гелайко с участием привлеченных экспертов –А.В.Бокова (народный архитектор России), М.Я. Вильнера (академик РААСН), А.А.Пискунова (К.Э.Н), А.М.Куренного (заслуженный архитектор России).

Перечень оснований для разработки общестроительных СТУ Скачать PDF Скачано: 0
О снижении капитальных затрат при проектировании СМИС Скачать PDF Скачано: 2
Техническое задание на СМИС Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СМИК Скачать PDF Скачано: 1
Техническое задание на СУКС Скачать PDF Скачано: 1